На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ФотоЛюбитель

2 017 подписчиков

ФотоМастер

В русском языке есть два на первый взгляд близких
слова — «смотреть» и «видеть». На самом деле эти слова
различаются не только по написанию, но и по
смысловому значению. Не случайно, к примеру, мы
говорим: «Смотрит в книгу, а видит...». То же самое
относится и к визуальному восприятию: смотреть еще не
значит видеть.
Во многих книгах по фотографии человеческий глаз
сравнивают с объективом фотоаппарата. Но
действительно ли мы видим глазами? Известный
английский ученый, профессор бионики, психолог Ричард
Грегори, автор популярных книг «Глаз и мозг» и
«Разумный глаз», убедительно доказывает, что проникать
в невидимую суть видимых вещей, узнавать важные
свойства предметов, которые вообще недоступны органам
чувств, нам помогает разум. С другой стороны, о
некоторых людях говорят, что они видят сердцем. Отсю-
да следует, что качество впечатлений зависит не от того,
Эдгар Рубин, «Ваза и два профиля»
что человек видит или слышит биологически, но от того, как он это
воспринимает. А последнее зависит от состояния сознания.

И здесь
возникает справедливый вопрос: как же мы видим? Что же такое зрительное
восприятие? Попробуем в этом разобраться и для начала обратим внимание
на рисунки. Эти визуальные феномены — варианты одного и того же
зрительного парадокса.
Датский ученый Эдгар Рубин разработал простые, но остроумные
штриховые рисунки, изображающие пару форм. Взятые в отдельности, они
воспринимаются как один объект, но, поскольку обе формы разграничены
одной и той же линией, происходит как бы «соперничество» форм. Каждая
из них поочередно то уходит на задний план, то становится главным
объектом, и это приводит к тому, что мы видим попеременно либо два
профиля, обращенных друг к другу, либо вазу. Не правда ли, какое странное
двойственное чувство испытываем мы при этом перевертывании?
Точно также переворачивается картина и в том случае, если мы вместо
«негатива» рисунка будем рассматривать его «позитив». На этот раз ваза
воспринимается черной на белом фоне, а профили — белыми на черном
фоне.
Кто же делает выбор? Глаз? Нет. Окончательное решение принимает
мозг, исходя из эстетического, чувственного и жизненного опыта каждого
конкретного человека, т.е. является личным, субъективным истолкованием.
В реальном мире мы порой, смотря на облако, видим, как оно вдруг
превращается в слона, а темная лужа на асфальте — в человеческий профиль.

Глядя на абстрактную картину или фотографию, мы невольно стремимся
отыскать в них предметы и объекты, которые нам уже знакомы, т.е. хранятся
в нашей зрительной памяти. Но в то же время опавшие листья,
растрескавшаяся земля, волны — все это превращается в нашем сознании в
абстрактные декоративные узоры (стр. 8,10).

Название: Фотомастер
Автор: Светлана Пожарская
Формат: PDF
Размер: 39.45 Мб
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 2001

Скачать:ФотоМастер Автор: Светлана Пожарская Формат: PDF

наверх